Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A

«Руси крещение великой»: 28 июля – День Крещения Руси (988 г.)

28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015).

Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Стал новгородским князем в 970 году, он захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. Именно это время принято считать началом официальной истории Русской Церкви. В крещении князь получил христианское имя Василий. Известен под именами: Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории). Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и, по преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»).

Принятие Русью христианства не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан.

Крещение Руси имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Также крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений, а также быстрому укреплению государственных институтов.

Принятие христианства вело к национальной консолидации и к развитию культуры на Руси. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

На выставке «Руси крещение великой», экспонирующейся в зале общественной и гуманитарной литературы (к. 208), вашему вниманию представлены издания, в которых подробно описаны причины и последствия крещения Руси, огромная роль в этом непростом, весьма болезненном процессе князя Владимира Святославича. Даются разные точки зрения на сам процесс христианизации Руси у отдельных авторов.

В книге Виктора Владимировича Грицкова «Крещение Руси» (М., 2009) содержится обзор основных событий из жизни двух ключевых фигур в истории Древней Руси: великого князя Владимира Святого и первого русского митрополита св. Михаила Киевского. Автором внесены отдельные уточнения в хронологию начальной поры массового обращения в православие населения Киевской Руси и иных событий эпохи Владимира Святого.

В издании профессора, директора Института искусств НГПУ Виталия Сергеевича Елагина «Владимир Креститель в Повести Временных Лет. Легенды и факты» (Н., 2017) анализируется жизнедеятельность князя Владимира Святославича по сообщениям «Повести временных лет». Автор рассматривает Владимира, анализируя сеть его жизненных циклов: Владимир-язычник, Крещение князя и Руси; Владимир-христианин. Особенно пристально разбирается структура летописи через призму Библии.

В своей книге «Корсунская легенда о крещении Владимира» (М., 2011) известный русский языковед и историк, академик Алексей Александрович Шахматов обращается к исследованию легенды о крещении русского князя Владимира в городе Корсунь (Херсонес), пытаясь установить путём анализа летописного сказания её происхождение, достоверность и источники. Изучаются различные версии сказания о крещении Владимира, содержащиеся в древней летописи и в позднейших летописных сводах.

И, наконец, в издании под авторством историка и археолога Ивана Егоровича Забелина (1820-1909) «Русское язычество и его закат» (М., 2016) вниманию читателя предложен анализ славянского пантеона богов, нравов и нравственности язычника. Также в книге рассматриваются причины, заставившие Русь принять христианство и выводятся ключевые фигуры той эпохи — князь Владимир, креститель Руси и князь Ярослав, её просветитель.

Приглашаем вас посетить нашу выставку с 16 по 31 июля в комнате 208.

Время проведения16.07-31.07, комната 208

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2019-07-16 12:57
Дата изменения: 2019-07-16 13:02